26 июн. 2011 г.

Бело-красный вагон бежит, качается...По железным дорогам Финляндии

Сеть железных дорог Финляндии это 5919 км линий, плотно охватывающих всю страну. А началось все 31 января 1862, когда была проложена первая железнодорожная линия, соединяющая Хельсинки и Хямеэнлинна (Hämeenlinna) в одноименном муниципалитете. 



В течение веков для Финляндии - "страны тысячи озер" - естественным и традиционным сообщением были водные пути. Еще в XVI веке делались попытки соединить многочисленные разрозненные озера и протоки каналами, дабы развивать не только местные почтовые и торговые отношения, но и международные. 
Вторая половина XIX века стала периодом строительства основных линий железных Дорог Финляндии.

7 марта 1857 года вышло правительственное постановление о строительстве первой железной дороги между Гельсингфорсом (Хельсинки) и Тавастгуссом (Хямеэнлинна) протяжностью 108 км. Проектировал ее губернский архитектор К. А. Эдельфельт, построена она была в 1857-1862 годах. 

В 1860 году изучалась возможность строительства дороги от станции Тавастгусса (Хямеэнлинна) до Таммерфорса (Тампере), а в 1861 году - продолжения ее до Обо (Турку), что и было со временем осуществлено.

Вокзалы проектировались в основном финскими архитекторами. 

Часто в пассажирских зданиях было два зала, телеграфное небольшое помещение, на вокзалах повыше классом была дамская комната, зал экспедиции, жилые помещения, на некоторых вокзалах был буфет.
Например, на станции Белоостров (на линии между Петербургом и Выборгом) вокзал имел два зала, экспедиционные комнаты, телеграфную комнату, контору, буфет, комнату для дам, жилые комнаты, имелось жилое помещение для работников (служителей) таможни, было станционное и таможенное помещения, отдельно, кроме всего, были конюшня, погреба, сеновал, хозяйственный магазин, баня, прачечная, пекарня, отдельно локомотивная… Это была станция III класса.

Станция Hämeenlinna (1861 г)
Станция Hämeenlinna (1920 г)
Станция Hämeenlinna (2011г)

«Вся Финляндская железная дорога обслуживалась финнами в голубых кепи и в форменных тужурках. В Белоострове еще были русские жандармы, а в Териоках (Зеленогорск с 1948 г) на станции стоял финский полицейский в черной каске, мундире со светлыми пуговицами и тесаком с белой металлической отделкой. Деньги «ходили» общероссийские и финские. Марка из расчета 37 копеек»
Д. А. Засосов, В. И. Пызин «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев» (Лениздат, 1991) 

Паровоз А5 (1874-75 г выпуска)
Тарифы в разных классах отличались, например, I класс 1 км — 3 коп, II класс 1 км — 2 коп, Ш класс 1 км — 1 коп.

В начале XX века по этой железной дороге курсировало до 40 поездов зимой и более 60 поездов летом.

С развитием дороги развивался и район, строились дополнительные вокзалы, дачные поселки, появлялись новые станции, и к концу XIX века вдоль железной дороги всего за 30 лет изменилось многое. Появлялись вокзалы нового типа, так называемого национального стиля, таким стал вокзал в Ювяскюля (Jyväskylä), построенный в 1896, — национальный стиль здания, воплощенный в дереве, который позже сменяется стилем модерн

Здание старого вокзала в Ювяскюля

Здание старого вокзала, 1987 г
Всю интереснейшую историю финских железных дорог можно проследить в музеях, посвященных им, которых в Финляндии много, например, в городах Коувола (Kouvola), Хювинкяя (Hyvinkää) - Финский Железнодорожный музей (Suomen Rautatiemuseo).  Есть сохранившиеся городские кварталы, в которых жили служащие железных дорог, дома, принадлежавшие им…, например, в городе Коувола. А в городе Порвоо (Porvoo), одном из самых старых городов Финляндии, можно переместиться на 100 лет назад и проехать на музейном поезде до Хельсинки, чувствуя себя пассажиром тех далеких времен.

В настоящее время железнодорожной сетью страны управляет Ratahallintokeskus — финская железнодорожная администрация. 
Крупнейшим железнодорожным предприятием страны является компания Suomen Valtion Rautatiet (VR), основанная в 1862 году. До 1922 года называлась «Финляндские железные дороги». 
Официальный сайт финских железных дорог www.VR.fi (на русском языке)


2 комментария:

  1. Симпатичные здания вокзалов, в России здания вокзалов меня в лучшем случае оставляли равнодушным. Красивых мне попадалось не много, а в последнее время делают «Евро ремонт» - все под одну гребенку.

    ОтветитьУдалить
  2. Финны стараются сохранить постройки в первозданном виде. Причем, внутри все самое современное! В Сало, где я живу, много деревянных строений - библиотека, театр, вокзал.

    ОтветитьУдалить