29 мая 2011 г.

Алвар Аалто. От вазы до дворца

Наверное, мало найдется столь разносторонних людей, сделавших для своей страны так много, как Альвар Аалто для Финляндии.
Алвар Хуго Хенрик Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898 — 11 мая 1976) — финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современного дизайна.


Родился в Куортане (центральная Финляндия) в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независимость страны («финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». Получив диплом архитектора (1921), работал в Ювяскюля и Турку.  Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935). В 1924 женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949.
Первые дома, построенные по проекту Аалто в Турку в 1928-29 годах не отличались от других массовых застроек, сделанных по страндартным проектам – обычные параллелепипеды с ровными рядами одинаковых окон. Но уже в проекте первого собственного дома Алвара Аалто, построенного в 1934 году в Хельсинки на ул. Риихитие, 20, хорошо заметны признаки скандинавского функционализма, который станет визитной карточкой архитектора. (Сейчас в этом доме открыт музей)

дом-музей Аалто в Хельсинки (Riihtie, 20)

Дом выполнял функции студии и жилища, которые были четко разграничены и разнесены в разные части здания. Для работы предназначалась башня офиса из белого кирпича с угловыми окнами. Жилая часть с навесом и балконом, отделанная темным деревом и натуральным камнем ниже и рельефнее. 

Пожалуй самой известной работой Алвара Аалто можно назвать дворец Финляндия в Хельсинки, в котором в 1975 году проходило совещание по безопасности ОБСЕ. 
Здание с просторными залами и техническими помещениями построено для проведения конгрессов и концертов в 1971 году. Светлый и строгий дворец отделан мрамором, который отлично смотрится но не практичен в суровом финском климате.

Мраморную отделку приходится постоянно обновлять и ремонтировать. Здание критикуют и за плохую акустику - для проведения концертов пришлось выстроить рядом новый корпус. Несмотря на недостатки, здание остается одним из самых известных в мире образцов скандинавского функционализма. 

Здание редакции Turun Sanomat в Турку
Элегантная чистота  функционалистской манеры Аалто четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930–1935). Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах). Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. 

В работах Алвара Аалто нет декоративных элементов, использующихся только ради декора здания. Все украшения, которые использует Алвар Аалто в своих проектах, несут определенную функциональную нагрузку. Аалто использует в качестве украшения технические детали - вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.

Среди известных работ Алвара Аалто дома отдыха и больницы, которые архитектор рассматривал как "инструменты для выздоравливания". В них функционализм работал на покой и комфорт пациентов и на профессиональную деятельность врачей и обслуживающего персонала.

Огромное значение Алвар Аалто придавал функциональности и удобству внутренних помещений. Специально для библиотек Аалто разработал систему бестеневого освещения. Залы библиотек и аудиторий Аалто создавал в форме веера, разворачивая помещение к свету, компенсируя его недостаток в финском климате. Свет у Алвара Аалто играл роль и формообразующего фактора. Между читальными залами, каталогами и абонементами библиотек нет перегородок, они составляют единое пространство, расчлененное на зоны разным освещением.
Библиотека в Выборге
 Алвар Аалто проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было  окон - поверхность стен была оставлена для книжных полок. Проектируя библиотеку города Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками.

По проекту знаменитого финского архитектора построены здания церквей в Финляндии, Италии и Германии, художественный музей в Дании, бизнес-центры в Финляндии и в Германии, здание оперного театра в Германии, офисы фирм в Швеции, культурные центры в Дании и Исландии, библиотеки в Финляндии, США и Выборге, частные виллы в Финляндии, Италии, во Франции, Эстонии, студенческое общежитие Массачусетского института в Бостоне, университеты и учебные центры в Эспоо, Кайаани, Отаниеми, Ювяскюля. 

Алвар Аалто хорошо известен не только как архитектор, но и как дизайнер. Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве. Изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто до сих пор выпускаются под известным финским брендом Iittala, а стеклянная ваза Алвара Аалто, разработанная им в 1936 году, и теперь считается хорошим подарком или сувениром из Финляндии. 
Аалто (начиная с работ по меблировке санатория в Паймио) стоял и у истоков современного финского дизайна.
Занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943–1958) и президента Академии Финляндии (1963–1968).
Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный Аалто Художественный музей в Ювяскюле (выстроенный в 1973) позднее был посвящен памяти зодчего.


Комментариев нет:

Отправить комментарий