5 мая 2011 г.

Художники. Аксели Галлен-Каллела

Иматра зимой. 1983
Аксели Вальдемар Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela; 26 апреля 1865, Пори, Великое княжество Финляндское — 7 марта 1931, Стокгольм, Швеция) — финский художник, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале. В период пробуждения национальной гордости, когда начался массовый перевод иностранных фамилий на финский язык, изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер — «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.
Родился в Пори в семье юриста. С 1881 года учился в Хельсинки и с 1884 в академии Жюлиана в Париже. Ранние полотна («Мальчик и ворона», 1884, «Первый урок», 1889, Атенеум, Хельсинки) отличаются точным реалистическим изображением финской народной жизни и природы. В 1890-х годах Галлен-Каллела обращается к финскому народному эпосу (триптих «Легенда об Айно», 1891, «Мать Лемминкяйнена», 1897, — в Атенеуме; офорты, иллюстрации). В своем творчестве он использовал символику и художественные приемы стиля модерн, что особенно заметно в циклах росписей: в надгробной капелле в Пори (1901—1903) и в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1900).  Одновременно Галлен-Каллела создаёт реалистические пейзажи («Иматра зимой», 1893, Атенеум), портреты (М. Горького, 1906, Атенеум), иллюстрации (к роману «Семеро братьев» А. Киви, 1906—07). В 1920-х годах им был выполнен живописный цикл, посвященный Восточной Африке. В 1918 году Галлен-Каллела и его сын принимали участие в боевых действиях Финской гражданской войны. Позже генерал Маннергейм предложил Галлен-Каллеле заниматься дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. В 1919 году он был назначен адъютантом Маннергейма. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года, выпускавшийся компанией Fiskars. С декабря 1923 года по май 1926 года, Галлен-Каллела жил в США, где открылась выставка его картин. Протекционирует молодого художника Ахола-Вало. Он умер от воспаления легких в Стокгольме 7 марта 1931 года, при возвращении с лекции в Копенгагене.
 
Мать Лемминкяйнена. 1897

 
Мальчик и ворона. 1884 




Легенда об Айно. 1891

Портрет М. Горького 1906

Многие произведения Аксели Галлена-Каллелы навсегда вошли в золотой фонд современного финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и явился. Диапазон его творческих интересов и влечений был практически безграничен: Галлен-Каллела работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров. Подобный тип универсального художника (достаточно распространенный в европейском искусстве Нового времени) оказался неожиданным для финской культуры и не случайно выступление Галлена-Каллелы вызывали не только восхищенные отзывы, но и громкое неодобрение.
Благодарные соотечественники сохранили в неприкосновенности последнюю мастерскую художника — замок в Ляппявааре (под Хельсинки), построенный по его проекту. С 1961 года здесь открыт мемориальный музей-мастерская Аксели Галлена-Каллелы, выдающегося финского художника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий